Украина намерена построить на Черном море СПГ-терминал. Одним из партнеров в реализации проекта будет американская компания Frontera. О перспективах проекта DW рассказали эксперты. На фоне ценовой политики российского "Газпрома" и конфликта на востоке Украины Киев пытается сделать еще один шаг на пути к энергетической независимости Украины и диверсифицировать поставки природного газа на свой рынок. Шаг к энергетической независимости В конце июля глава правительства Арсений Яценюк заявил, что американская компания Frontera Resources Corporation намерена начать на черноморском побережье Украины строительство терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ). По словам премьер-министра, НАК "Нафтогаз Украины" и компания Frontera подписали меморандум о взаимопонимании. Стороны согласились сотрудничать в сфере инвестирования в разведку и разработку нефти и газа на Украине, а также в реализации проекта импорта сжиженного газа из мощностей американской компании в Грузии. Согласно договоренностям, вскоре возле Одессы должно начаться строительство СПГ-терминала. "Американская компания Frontera начнет поставки природного газа на Украину благодаря строительству этого терминала", - заявил Яценюк. Начальник управления европейской интеграции Минэнерго Украины Михаил Бно-Айриян в интервью DW подтвердил, что кабинет министров пристально изучает идею строительства СПГ-терминала на Черном море. "Путем сооружения СПГ-терминалов движется сегодня весь мир и Европа в том числе. И это принципиально правильное направление", - добавил он. Аргументы не в пользу проекта Но ряд украинских экспертов газового рынка выражают сомнения в перспективности этого проекта. Они напоминают, что СПГ-терминал мечтало построить еще правительство Николая Азарова в 2010 году, но тогда инвесторы не поверили в окупаемость проекта. "На бумаге это выглядит довольно убедительно, но в краткосрочной перспективе СПГ-терминал может быть сооружен не раньше, чем через 5 лет", - заявил DW эксперт Центра Разумкова по вопросам энергетики Михаил Гончар. По его мнению, для того, чтобы ослабить зависимость Украины от российского газа, такие проекты нужны, но необходимо учитывать конъюнктуру рынка. "По информации Совета европейских регуляторов энергетического рынка (CEER), в настоящий момент в Европе действует более 20 СПГ-терминалов. По итогам 2014 года, они были загружены на 30 процентов. Почему мы должны полагать, что украинский терминал будет на 100 процентов эффективен?", - говорит эксперт. Более того он считает, что Украине не нужен дорогой стационарный СПГ-терминал. "Нам бы лучше подошел проект с плавающей установкой для хранения газа и регазификации, - говорит эксперт, - как сделали литовцы в Клайпеде. Этот вариант дешевле, они его реализовали за 2 года". Но самым серьезным препятствием для реализации этого проекта, по мнению Гончара, является отсутствие достаточного количества газа в черноморском регионе. Согласно проекту, Frontera должна добывать газ в Грузии, закачивать и сжижать его в своем терминале на грузинском берегу Черного моря, а потом доставлять СПГ танкерами к украинскому берегу, в терминал вблизи Одессы. Frontera и газ для терминала Но, по словам Гончара, этого газа может оказаться недостаточно. "В Грузии Frontera открыла месторождение в 365 млрд кубометров. Сейчас она только изучает возможность его массовой добычи, сжижения и поставки на Украину, поясняет эксперт. "Но чтобы газ сжижать, его нужно сначала добыть. Больших объемов добычи не будет, потому что эти газоносные поля не выведены на проектную мощность", - говорит Гончар. Эксперт киевского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук отмечает, что Frontera добывает всего несколько десятков млн кубометров газа. Он полагает, что компания с такими объемами добычи - несерьезный партнер для Киева. "Frontera не является крупным игроком ни по проектам СПГ, ни в строительстве таких терминалов", - говорит он. По мнению Корольчука, обращение к компаниям без соответствующего опыта, является политическим популизмом. Опыт соседей В свою очередь Михаил Гончар сравнивает проект строительства СПГ-терминала на Черном море с проектом "АГРИ", который был на слуху 5 лет назад. В нем участвовали Азербайджан, Грузия и Румыния. Бухарест выступал инициатором проекта. "Самые большие запасы углеводородов в регионе были в Азербайджане, - рассказывает Гончар. - По проекту азербайджанский газ должен был идти на черноморское побережье Грузии. Там газ планировали сжижать и экспортировать другим странам. Но за последние пять лет Румыния сократила потребление газа и нарастила его внутреннюю добычу. А с 2017 года Бухарест совсем планирует отказаться от импорта газа, поэтому проект не совсем актуален". Frontera позаимствовала идею "АГРИ", но все ее разведанные запасы в Грузии нельзя сопоставить с запасами Азербайджана, отмечает Михаил Гончар. Хватит ли запасов? Между тем директор по развитию бизнеса НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко ранее отмечал, что проект СПГ-терминала на Черном море интересен для "Нафтогаза", поскольку Frontera располагает извлекаемыми перспективными ресурсами газа, которые покрывают все потребности по поставкам газа на Украину в течение 15 лет, исходя из текущего объема импорта, без учета его планируемого сокращения. Судьбу проекта может помочь решить Турция. Если для нужд терминала недостаточно газа на Черном море, его можно возить танкерами из других стран, размышляет начальник управления европейской интеграции Минэнерго. Тогда нужно вести переговоры с Анкарой о пропуске танкеров c СПГ через проливы Босфор и Дарданеллы. "Но сегодня Турция считает такие грузы технологически и экологически опасными и не дает нам зеленый свет. Этим вопросом нужно заниматься принципиально", - делает вывод Михаил Бно-Айриян. Цена газа из СПГ-терминала для украинцев Важная составляющая успеха будущего украинского СПГ-терминала - это конкурентоспособность сжиженного газа на рынке страны. Юрий Корольчук оценивает потенциальную стоимость одной тысячи кубометров СПГ для украинского потребителя в 300-350 доллларов. "Это дороже реверсного импорта из ЕС, не говоря уже о России. Как же мы будем возвращать вложенные в терминал деньги?", - удивляется эксперт. Помешать успешности проекта может еще один серьезный фактор - сокращение внутреннего украинского рынка газа. За два последних года он уже уменьшился на 20 процентов. "Правительство подталкивает население к экономии, подняв цену на газ. И в промышленности только за первые полгода потребление газа упало на 40 процентов. Вряд ли стоит строить СПГ-терминал в ближайшие время", - полагает эксперт Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Экологическая экспертиза Построить СПГ-терминал в Черном море рядом со странами ЕС невозможно без экологической экспертизы. Обычно на Украине она длится от 30 до 45 дней. На запрос DW в Министерство экологии, поступали ли в последнее время обращения провести такую экспертизу, ответ был отрицательным. "Ни частные, ни государственные компании за последний месяц с такими предложениями не ображались", - сообщила пресс-служба ведомства.
|