Сирийский филиал «Аль-Каиды» - группировка «Джебхат ан-Нусра» - более опасна для США, чем «Исламское государство». Просто сейчас «ан-Нусра» решила не прибегать к террору на Западе, потому что приоритет руководства «Аль-Каиды» — сохранение успехов в Сирии и желание не стать американской мишенью.
К такому выводу пришли эксперты Американского института предпринимательства и Института по изучению войны в докладе, который 26 января цитирует CNN.
Отмечается, что «ан-Нусра» имеет мощный потенциал, и представляет собой долгосрочную и более неразрешимую угрозу, чем ИГ. В основе ее операций лежит большая эффективность. Она превратилась в одну из самых эффективных группировок, борющихся с официальным Дамаском, и в настоящее время контролирует значительные территории на северо-западе Сирии.
— «Джебхат ан-Нусра» спокойно рассредоточивается среди сирийского населения и сирийской оппозиции, — утверждается в докладе. — Ее боевики ждут своего часа, чтобы забрать мантию глобального джихада, которая падает из рук ИГ.
Эксперты обращают внимание на то, что директор национальной разведки США Джеймс Клэппер в январе 2014 года на слушаниях в сенатском комитете по разведке заявил, что у «Фронта ан-Нусры» «действительно есть стремление к атакам на территории США». Тем не менее, в докладе комитета сената США по вооруженным силам от 2015 года «ан-Нусра» находится в списке региональных угроз, а не названа в разделе угроз глобальных.
Среди авторов доклада — Фред Каган, который считается архитектором «стратегии вброса в Ирак», благодаря которой Белый дом увеличил американский воинский контингент в этой стране в 2007 году и наладил взаимодействие с местными племенами, а также Ким Каган — бывший советник скандально известного генерала Дэвида Петреуса.
Напомним, что ИГ было создано в Ираке при непосредственной поддержке «Аль-Каиды». Так, в в 2006-ом появилась группа «Совет шуры моджахедов» (или «Совещательное собрание моджахедов»), которая в том же году трансформировалась в «Исламское государство Ирак». После того, как 9 апреля 2013 года было принято решение включиться в войну в Сирии, организация стала называться «Исламское государство Ирака и Леванта». Как отмечают востоковеды, именно в ходе войны в Сирии между бывшими союзниками и наметился раскол: ИГ стало претендовать на то, чтобы быть представителями «Аль-Каиды» в Сирии, но Айман аз-Завахири сказал буквально следующее: возвращайтесь в Ирак, а сирийский фронт оставьте «Джебхат ан-Нусра».
Действительно ли «ан-Нусра» более опасна, чем ИГ?
Старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов говорит, что на самом деле конкуренция между ИГ и «ан-Нусрой» весьма относительна и при необходимости группировки активно взаимодействуют друг с другом.
— Когда ИГ взяло под контроль Ракку в 2013 году, то половина захваченных средств, так сказать, по-братски было передано «Аль-Каиде», причем не сирийской, а АКИМ — «Аль-Каиде в странах исламского Магриба» Абдельмалека Друкделя. Это только один из эпизодов, который демонстрирует, что группировки активно взаимодействуют. Также не раз отмечались переходы боевиков из «ан-Нусры» в ИГ и обратно.
Стоит также отметить, что структуры American Enterprise Institute (AEI) и Institute for the Study of War (ISW) обслуживают интересы Пентагона, а американские «ястребы» не против расширить ареал боевых действий на Ближнем Востоке и захватить большую часть Сирии. Поэтому тут вопрос — как этот доклад будет воспринят военно-политическим руководством Соединенных Штатов. Ведь «ан-Нусра» в отличие от ИГ больше соприкасается с правительственными войсками САР: подразделения «ан-Нусры» воюют в районе Дамаска, в центре и на юге страны. То есть включение Штатов в борьбу и с этой группировкой в Сирии будет означать, то под ударом окажется значительная часть территорий страны.
Также доклад может быть своеобразной «черной меткой» тому же Израилю и Саудовской Аравии. Давно не секрет, что «ан-Нусра» — несамостоятельная структура. Все командирские должности там занимают представители саудовской General Intelligence Presidency (Служба общей разведки КСА), которые распределяют денежные потоки. Кроме того, неоднократно подтверждалась информация о том, что боевики «ан-Нусры» лечатся в медучреждениях Израиля.
Что касается целей ИГ и «ан-Нусры», то для «Аль-Каиды» на первом месте всегда стояла борьба с т.н. «крестоносцами», а не строительство «халифата». Можно сказать, что ИГ — это своего рода развитие той идеологической борьбы, которую ведет «Аль-Каида». Но движения по своей сути схожи.
Бывший 1-й секретарь посольства СССР в Ливане, инструктор Международного отдела ЦК КПСС, советник посольства России в Вашингтоне Вячеслав Матузов обращает внимание на тот факт, что часто в российском экспертном сообществе сильно преувеличивают самостоятельность региональных игроков (Турции, КСА, Катара и др.) и цели, которые они преследуют, взаимодействуя с крупными террористическими группировками.
— Некоторые наши востоковеды доходят до того, что по их мнению Саудовская Аравия сначала якобы ставила задачи по развалу СССР, а потом — России, а богатый Катар и вовсе разрушает человечество. Конечно, у КСА есть определенные амбиции, но вряд ли корректно называть их глобальными. Глобальную политику ведут глобальные державы. А ложные тезисы невольно или намеренно маскируют реальную движущую силу, которая планирует и создает хаос на тех или иных территориях.
Вот уже пять лет продолжается «арабская весна» и все это время в информпространстве звучат комментарии о том, что арабские революции застали Соединенные Штаты врасплох. В то время как есть документальные свидетельства того, кто и с какой тщательностью прорабатывал и запускал в действие эти механизмы, а именно — такие известные корпорации, как Boeing, American Airlines, Microsoft, Rothschild Foundation и др. с опорой на некие политические круги, спецслужбы и «мозговые центры».
Сейчас почти не вспоминают скандал «Ирангейт» («Иран-контрас»), когда отдельные члены администрации США организовали тайные поставки вооружения в Иран, нарушая тем самым оружейное эмбарго против этой страны. Когда стали разбираться, выяснилось, что американское правительство ничего об этом не знало, никакого финансирования не выделялось, а деньги шли ЦРУ от колумбийского наркокартеля.
Можно, конечно, говорить о том, какую угрозу представляет для Америки «Аль-Каида», но давайте все-таки рассматривать происходящие процессы без отрыва от глобальной политики и не забывать, кто создал террористические структуры. Повторю, КСА и Катар — это, конечно, богатые государства, имеющие определенные амбиции, но они — на минуточку — находятся под жестким прессингом США. Конечно, террористические организации угрожают безопасности Штатов, но все же это — не жизненно важные угрозы, как четко сформулировал председатель частной разведывательно-аналитической компании Stratfor Джордж Фридман.
Когда мы читаем доклады тех или иных аналитических структур США, то надо понимать, что идет намеренное искажение ситуации, все переворачивается с ног на голову. В действительности же — и «ан-Нусра», и ИГ — это порождение американской политики. Одной группировкой занимается РУМО, другой — ЦРУ, а для разработки методики и дальнейших действий привлекаются сотрудники тех или иных институтов и центров. А потом их доклады, в которых якобы предлагаются методы борьбы с террором и анализируются риски, циркулируют в СМИ и на полном серьезе обсуждаются.
Возможно, что ряд аналитиков в AEI и ISW действительно искренне полагают, что ИГ и «ан-Нусра» угрожают США, но в Штатах, повторю, есть и другие силы, которые реально организуют, финансируют и управляют группировками. Прозрение у американцев иногда наступает, но сегодня они прозрели, а завтра либо сами закрыли глаза, либо им прикроют. Но надо понимать, что это — не государственная политика, а действия отдельных заинтересованных в экономической прибыли сторон. Ведь это не Барак Обама сидит в кресле, крутит глобус и пальцем показывает, где организовать очередную революцию.
Но все же в данном докладе зафиксирована одна важная деталь: сегодня «ан-Нусра» — это базовая организация для всей сирийской, как говорят американцы, умеренной оппозиции. Сейчас вроде как начался отбор тех, кто будет участвовать на переговорах в Женеве, но большая часть группировок, которые с оружием в руках борются с сирийским правительством, ассоциируются именно с «ан-Нусрой». США протаскивают на переговоры «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» — организации, тесно связанные с «Джебхат ан-Нусрой». Вопрос — почему Штаты делают это, а не то, о чем говорится в обсуждаемом докладе и др. — то есть не ведут борьбу с мировым террором?
|