Украинское правительство продлило контракт с главой «Нафтогаза» Андреем Коболевым и поставило ему задачу обеспечить сохранение транзита российского газа через территорию Украины в страны Евросоюза.
Я думаю, что Коболев эту задачу выполнить не сможет в силу ряда различных причин, которые вместе делают это поручение абсолютно нереализуемым. Я назову только две основные.
Первая причина — техническое состояние газотранспортной системы (ГТС) Украины. Она приходит в полную негодность, и это фиксирует инженерная инспекция немецкой фирмы Wintershall, которая постоянно следит за техническим состоянием ГТС Украины. По заключению экспертов, ГТС выйдет из строя к концу текущего года.
ГТС Украины требует реконструкции и вложения огромных средств, но никто никаких средств Украине не даст. Во-первых, для этого необходимы гарантии России, что система будет загружена газом. Во-вторых, один раз правительство Арсения Яценюка получило кредит на реконструкцию, но он был разворован на все 100%. Теперь же, когда украинцы просят выдать им кредит для реконструкции ГТС, им справедливо отказывают, опасаясь, что они украдут и второй кредит. А другим образом новые компрессоры приобрести невозможно.
Надо отметить, что компрессоры и трубы там уже безумно устарели и сильно изношены, из-за чего энергозатраты на перекачку не соответствуют современному уровню: они очень высокие, системы «дырявые», отсюда возникают большие потери при перекачке. Из-за этого тарифы на транзит газа через Украину выше в 2-2,5 раза, чем по другим направлениям. Россия же согласна использовать ГТС Украины для перекачки газа, но только в том случае, если тарифы будут конкурентоспособными, однако они таковыми не являются и никогда ими не будут чисто по техническим причинам.
Вторая причина — политическая, и мы сейчас не будем разговаривать о крайне антироссийской политике украинского руководства. Здесь важно вспомнить о несправедливых решениях Стокгольмского арбитража, который рассматривая иски «Нафтогаза» к «Газпрому» и «Газпрома» к «Нафтогазу» признал, что «Нафтогаз» находился в условиях форс-мажора, а «Газпром», который абсолютно в этой же сделке и по тем же контрактам работал, не находился в условиях форс-мажора. Как такое может быть, никому непонятно.
В результате «Газпрому» насчитали 2,5 млрд долларов долгов, которые Стокгольмский арбитраж потребовал перечислить «Нафтогазу». Конечно, «Газпром» с таким несправедливым решением не согласился и пытается его обжаловать. Ситуация возникла тупиковая: подписывать соглашение с жуликами, которые получают «крышу» от Еврокомиссии и Стокгольмского арбитража по политическим мотивам, никто не будет, с такими партнерами работать невозможно.
Оказывая медвежью услугу Украине, Стокгольмский арбитраж с подачи Еврокомиссии фактически заблокировал возможность заключения договора между «Газпромом» и «Нафтогазом». Это только две причины, которые абсолютно блокируют продление контракта на транзит газа через территорию Украины после 2019 года.
Однако я думаю, что какие-то варианты могут появится, но только в том случае, если власть на Украине полностью сменится, и новое руководство откажется от безумной антироссийской политики, которую проводил официальный Киев в течение последних лет.
|